Бизнес-план — основа любой коммерческой деятельности, любой коммерческой деятельности. Поэтому от успеха его создания зависит, собственно, и успех всего проекта .
Принято считать, что бизнес-план нужен только на старте нового дела. Это мнение ошибочно. Старт дела — это только начало, гораздо сложнее успешно его продолжать. Имея на руках правильный и эффективный документ, проблем с продолжением бизнеса будет гораздо меньше.
Для начала необходимо определить, будет ли бизнес-план идеей для инвестора или это будет идея бизнеса, реализуемая за собственные средства. В последнем случае рассчитывать приходится только на себя. В первом же его необходимо составить таким образом, чтобы инвестор убедился, что эта идея ему нужна и интересна.
Даже самая банальная идея может быть представлена креативно и интересно, если грамотно подойти к ее представлению. Бизнес-план должен показывать, что идея будет реализована успешно. Для этого необходимо:
- четко объяснить сущность идеи;
- показать актуальность ее внедрения;
- учесть все необходимые затраты на ее реализацию;
- рассчитать уровень доходов от реализации идеи и соответствующих расходов на ее внедрение на ближайший период (обычно 3 года) в соответствие с текущим законодательством и возможными его изменениями (последние могут быть известны из новостей);
- четко обозначить маркетинговые позиции идеи: рынок сбыта, потребители, рынок конкурентов и партнеров;
- очертить возможное участие сторонних лиц (к примеру, банков) в реализации идеи;
- очертить возможные риски и методы их избежания.
Если все это учтено в бизнес-плане, инвестор, несомненно, им заинтересуется.
Не следует очерчивать документ только в оптимистичных красочных тонах — он должен быть реальным, включающим абсолютно реальные проблемы и перспективы. Слишком оптимистичный бизнес-план вызовет, как минимум, подозрения.
Самой ответственной частью в готовом бизнес-плане считается резюме. Именно с него начинается чтение бизнес-плана инвестором. Если вся остальная часть — это продукт интеллектуального труда, множество расчетов и других сложных подходов, то резюме — это по большей части творчество. В резюме нужно вложить весь свой дар убеждения, дабы инвестор был уверен: это именно то, что ему нужно. Именно этот проект нуждается в его средствах. Поэтому к составлению этой части бизнес-плана нужно подойти со всей уверенностью и всеми творческими способностями. Однако, опять таки, слишком радужным все тоже быть не может: все должно быть реалистично.