Тренинги, тренинги и ещё раз тренинги — вот какой совет давали опытные управленцы своим собратьям по бизнесу во время экономического кризиса. Конечно, обучаться кризисному управлению, когда «гром уже грянул», по мнению многих, нелепо. Однако, чтобы выжить в беспрецедентных условиях, зачастую приходится делать то, что в глазах других выглядит бессмыслицей. В конечном счете, обучение руководителей организации тому, как вести себя, когда кругом кризис, банки лопаются, а клиенты в ужасе и растерянности, вовсе не вредно. Кризис никогда не уничтожит способности мыслить, а значит, мыслящие обязательно останутся на плаву и смогут принять к сведению собственные ошибки. Разумеется, никогда не стоит смотреть на вещи слишком пессимистично. Собственно, именно этому и учат на тренингах управления предприятиями в кризисных условиях.
В первую очередь, руководителей учат смотреть на собственный бизнес новым, свежим взглядом. Зачастую людям достаточно взглянуть на свой бизнес со стороны, и им становится понятно, что тянет бизнес на дно, а что помогает остаться на плаву и приносит прибыль. Ни для кого не секрет, что для многих предприятий первоочередной мерой в кризисное время становится оптимизация персонала. Однако на словах это все выглядит проще, чем на деле. Какой службой придется пожертвовать, а какая является жизненно важной? На сколько нужно сокращать персонал? Обо всем этом рассказывают на тренингах управления.
Ошибочно думать, что тренинги учат лишь избавляться от балласта и спасать бизнес самыми изощренными способами. Зачастую в ходе тренинга руководители приходят к выводу о необходимости пересмотреть бизнес-процессы на предприятии, учатся проводить мозговые штурмы и узнают, как сделать сотрудника вовлеченным в жизнь компании и донести до него перспективы. Эти знания полезны руководителям как крупных заводов, так и малого бизнеса. Мотивация сотрудников — задача руководства. На тренингах руководители учатся слышать своих сотрудников, выстраивать с ними конструктивный диалог и проводить стратегические сессии.
В ходе обучения руководители признаются, что не представляли, насколько полезные и дельные советы могут дать сотрудники, не имеющие представления о детальной жизни компании, но досконально знающие свою работу и ее тонкости. Стратегическая сессия обычно проводится в неформальной обстановке, лучше всего за пределами офиса. В атмосфере дружеской беседы обсуждаются стратегические задачи, главные препятствия на пути достижения целей и распределяются обязанности среди тех, от чьих усилий зависит это достижение. Иногда на стратегической сессии руководитель предприятия принимает решение о кадровых перестановках или назначениях, а также о перераспределении обязанностей. Как правило, для лучшей организации бизнеса необходим трезвый взгляд профессионала со стороны. Обучение руководителей организации помогает стать таким профессионалом, учит смотреть на свой бизнес так, как если бы это был бизнес конкурента.
Именно «зашоренность» взглядов и неумение быстро реагировать на изменения конъюнктуры стали причинами закрытия некогда преуспевавших предприятий в кризисное время. Финансовые трудности вполне преодолимы, но рынок — это жесткие условия, и мобильность в мыслях и действиях — это единственный залог успеха. Кризис — это временное явление и не единственный повод пройти тренинг по обучению, однако именно он стал толчком для многих руководителей. Главное — это собственное знание того, что всё можно изменить и преодолеть.