Рыночный спрос существенно дополняется умением работать с различными коэффициентами эластичности. Различают спрос функциональный и нефункциональный. Первый обуславливается потребительскими качествами конкретного блага.
Например, если возникает желание купить автомобиль, то соответственно следует выбрать модель авто. И выбор, как правило, будут определять технические характеристики автомобиля. Мазда в Беларуси, например, отвечает самым высочайшим требованиям.
Второй возникает у потребительской массы вне зависимости от потребительских характеристик, а под воздействием второстепенных факторов. Он подразделяется еще на три группы. Самая большая среди них – группа с обусловленным внешним воздействием на полезность товара. Эта группа характеризуется эффектом присоединения к обществу, эффектом сноба и эффектом показательного потребления. Полезность товара для этой группы, можно сказать, условная. Она зависит от количества покупаемого товара данной категории. Этой группой потребителей движет одно желание – не отстать от общества, своего социального круга. А учет индивидуального спроса становится все ниже. Если охарактеризовать эффект сноба, то там происходит все с точностью до наоборот. Т.е. индивидуальный спрос сокращается из-за того, что рыночный спрос возрастает. Потребители стремятся к индивидуальности и исключительности. При эффекте показательного потребления все определяется модой и желанием не отстать от жизни.
Что касается спекулятивного спроса, то его появление обуславливается условиями дефицита того или иного товара. Самое благоприятное время для него, когда предложений на рынке недостаточно или они искусственно придерживаются для повышения цены. Это соответственно порождает рост спроса.
Все покупки, которые никак не входили в планы потребителя, а являются сиюминутным желанием, капризом, прихотью и определяют нерациональный спрос. Многие магазины искусственно стимулируют такого рода спрос, устанавливая у расчетных касс стеллажи с различными мелкими товарами, которые так и просятся в потребительскую корзину, или распространяя «интересные» для покупателя предложения в виде дополнительных подарков при покупке от определенной или накопительной суммы, или просто умело проводя рекламные акции и кампании.
Как видно, чаще нами движет нефункциональный спрос. Поэтому следует очень внимательно относиться к своим покупкам и сначала их основательно продумывать.